2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологическое воспитание важное направление духовно-нравственного
развития
школьника. В сельской местности может осуществляться
посредством школьного лесничества и быть платформой для
предпрофильного образования.
Экологическое воспитание является эффективным в случае
взаимосвязи между воспитанием, обучением и развитием личности человека
на всех этапах жизни и является непрерывным. Непрерывность
экологического воспитания в МОУ «Большекоровинская СОШ» происходит
через школьное лесничество.
Занятия в объединении формируют экологическую культуру ребёнка.
По своей натуре дети добры и любознательны, но из-за своего юного
возраста им не хватает жизненного опыта и знаний. Поэтому в школьном
возрасте педагогу нужно научить детей бережному отношению к природе.
В условиях сельской местности, учитывая природные особенности,
педагогу проще организовать ребят на коллективные полезные
дела,связанные с охранной деятельностью природы(облагораживание
родников и водоёмов, охрана муравейников и растений).
Программа школьного лесничества МОУ «Большекоровинская СОШ»
создана воспитывать человека- заботливого хозяина родной земли. Она
предусматривает получение как теоретических, таки практических знаний,
что позволит ребятам лучше усвоить материал.
Актуальность программы
лесничество»:
учебного
объединения
«Школьное
В наше время школьное лесничество актуальное естественнонаучное
направление дополнительного образования. Площади лесных насаждений за
последние
годы
значительно
сокращаются
и
причина
этого
неконтролируемое использование человеком природы и стихийные бедствия.
Наша цель при помощи школьного лесничества сохранить и возобновить
лесные насаждения.
Для учащихся школьное лесничествопоможетна ранней стадии
определиться с выбором профессии для своего будущего,так как они уже со
школьной скамьи тесно связаны с лесоводством. Занятия в объединении
помогут самостоятельно оценить результат своей деятельности, ощутить
свою значимость в этом мире.
Программа создана для вовлечения учащихся в познавательнотворческую деятельность.
3
Новизна программы:
Школьное лесничество не является новым направлением. Выполняя
функции по охране природы лесохозяйственной деятельности, оно развивает
другие
направления
(творческие,
просветительские,
научные,
исследовательские). И позволяет комплексно решать экологические задачи с
помощью обучения естественнонаучным предметам.
Педагогическая целесообразность:
Разработанная программа воспитывает гражданскую ответственность в
экологической и природоохранной деятельности, чувство патриотизма к
Родине. Помогает детям бережно относиться к природе и прививает интерес
к профессиональной деятельности.
Для достижения наилучшего результата остаётся лишь помочь ребёнку
самостоятельно сформировать задачу, а полученные теоретические знания
применить при решении этой задачи. Этот метод поможет на занятиях увлечь
детей в активную деятельность. Ведь задача поставлена самостоятельно, а
значит, повышается мотивация для самостоятельного её решения.
Отличительные особенности:
Данная программа отличается от других программ. Дело в том, что в
сельской местности сокращается количество детей, наблюдается нехватка
педагогов, а данная программа с экскурсиями, исследованиями,
практическими занятиями поможет детям активно познавать окружающий
мир, с раннего возраста получать опыт здорового (психического и
физического) образа жизни.
Занятия в объединении включают в себя комплекс различных форм и
методов обучения. Учащиеся узнают не только о природе родного края, но
смогут принять участие в коллективно творческих делах, поучаствовать в
различных конкурсах. А те знания, которые ребята получат,
на
занятиях,станут помощниками при работе по охране леса. Учащиеся,
посещающие школьное лесничество, не обязательно свяжут свою жизнь с
работой лесного хозяйства, но они вырастут людьми, любящими родной край
и родную природу.
Основой экологического образования являются следующие принципы:
развивающего и воспитывающего характера;
научности;
систематичности и последовательности;
наглядности;
4
доступности обучения;
связи обучения с жизнью;
сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов
обучения;
экологического гуманизма;
краеведческий принцип.
Цель программы:
Формирование бережного отношения детей к экологической культуре и
природе родного края.
Задачи программы:
Обучающие:
продолжить расширять знания о лесном хозяйстве;
знакомить детей с нарушениями лесных экосистем;
объяснить взаимосвязь между растениями, животными и человеком;
познакомить детей с лесоводством;
продолжать знакомить детей с растительным миром родного края;
углубить знания по зоологии;
научить ребят изготовлению домиков и кормушек для птиц и
животных.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
воспитывать уважительное отношение к работникам леса.
Развивающие задачи:
развивать желание общения с природой;
развивать доброжелательное отношение к природе.
развивать навыки взаимодействия с природой;
развивать умения оказания помощи органам управления лесным
хозяйством.
Возраст детей:10-14 лет
5
набор детей в объединение, по желанию ребенка и с согласия
родителей;
группы одновозрастных детей или погодков для мальчиков и девочек.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Сроки реализации программы:
70 часов, из них 43 час – практические занятия.
Режим занятий:
70 часов в год (в неделю 2 часа);
Форма обучения: очная
Виды занятий: экскурсии, лекции, беседы, практические занятия.
Формы деятельности:
- индивидуальная,
- групповая,
- работа по подгруппам,
- коллективно-массовая.
К концу обучения участники объединения будут знать:
правила ТБ в школьном объединении;
правила безопасности в природе;
условия жизни диких животных в природе;
роль разнообразных растений в жизни людей;
основные понятия о лесе, причины нарушения лесных экосистем;
сбор и хранение семян растений, основные правила посадки саженцев,
уход за саженцами;
6
Обучающиеся будут уметь:
наблюдать за явлениями в природе;
узнавать в окружающем мире изучаемые растения и животных;
заготавливать семена растений;
собирать и использовать лекарственные растения;
производить посев семян, ухаживать за рассадой;
сажать деревья и кустарники, ухаживать за саженцами;
изготавливать кормушки, скворечники.
Формы контроля в области школьного лесничества:
тестирование по различным разделам образовательной программы;
учебная дискуссия;
участие в проведении выставок, создании экспозиций для музеев и
уголков леса;
участие в региональных
лесничеств;
подготовка рефератов;
культурно-массовые мероприятия.
смотрах-конкурсах,
7
слетах
школьных
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первый год обучения (70 часа)
Разделы и темы занятий
Кол-во часов
всего теория практика
Введение в курс программы
1
1
Техника безопасности
1
Знакомство с лесным хозяйством
3
2
1.1
История русского лесоведения.
2
2
Профессии связанные
хозяйством
с
лесным
1.2
Встреча с
хозяйства
1.3
История лесничества
1
1
2
Основные сведения о лесе
24
14
2.1
Часть географического ландшафта - 2
лес.
2
2.2
Фонд леса РФ
2
1
1
2.3
Строение и элементы леса
3
2
1
2.4
Климатические особенности и лес
3
2
1
2.5
Лесные насаждения Захаровского 3
района
2
1
2.6
Хвойные
района
Захаровского 2
1
1
2.7
Определение
хвойных пород.
принадлежности 2
1
1
2.8
Лиственные породы Захаровского 2
района
1
1
2.9
Определение лиственных пород по 2
внешним признакам
1
1
2.10 Редкие и лекарственные растения 2
Захаровского района
1
1
2.11
работниками
1
породы
лесного 1
«Лесной переполох» Экологическая 1
8
1
10
1
игра.
3
Животный мир леса
3.1
3
8
Характеристика Животный мир и 3
его характеристика
1
2
3.2
Среда обитания животных
2
1
1
3.3
Охрана животных
2
1
1
3.4
Изготовление домиков, кормушек 4
для птиц и животных
4
Лесные почвы
18
4
14
4.1
Характеристика почв
3
1
2
4.2
Почвенный разрез
3
4.3
Обработка почвы
3
1
2
4.4
Удобрения лесных почв
2
1
1
4.5
Подготовка
культуры
лесные 4
1
3
4.6
«Кому какая еда». Экологическая 1
игра
1
4.7
Экскурсия в лес
2
2
5
Охрана леса
7
3
5.1
Природоохранный комплекс
1
1
5.2
Памятники природы
2
1
1
5.3
Заповедники и заказники Рязанской 2
области
1
1
5.4
Экскурсия в лес
2
2
6
Природоохранная работа
5
5
7
Подведение итогов
1
1
Итого
70
почвы
11
под
9
4
3
27
4
43
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Цель и задачи, план работы на год. Инструктаж ТБ.
Тема 1. Основные сведения о лесном хозяйстве
Теория: История лесоведения. Деятели русского лесоведения Профессии,
связанные с лесом.
Практика: Экскурсия в лесничество. Встреча с ветеранами лесного
хозяйства и тружениками леса. Оформление стенда «Лесничество».
Тема 2. Основные сведения о лесе
Теория: Лес как элемент географического ландшафта. Совокупность
растений, животных и микроорганизмов, биологическая взаимосвязь и
влияние друг на друга и внешнюю среду. Лесной фонд российской
Федерации. Понятия о лесе, типы леса, географическое размещение леса. Лес
и климат. Значение леса. Разнообразие лесов Захаровского района.
Характеристика хвойных пород Захаровского района. Характеристика
лиственных пород Захаровского района. Растения Захаровского района,
занесённые в Красную книгу.
Практика: Растительные элементы леса. Экскурсия в лес. Знакомство с
особенностями местного леса. Правила поведения в лесу. Изучение
структуры насаждения леса, влияние леса на климат и почву. Определение
принадлежности основных хвойных пород. Определение основных видов
лиственных пород. Игра «Лесной переполох».
Тема 3. Животный мир леса
Теория: Общая характеристика животного мира. Условия обитания
животных в лесу. Лесные животные. Птицы нашего леса. Голоса птиц.
Животные под охраной. Животные Захаровского района, занесённые в
Красную книгу
10
Практика: Животный мир леса
Захаровского района. Выпуск плаката
«Каждой зверушке по уютной избушке». Изготовление скворечников,
кормушек для птиц и животных.
Тема 4 Лесные почвы
Теория: Лесные почвы. Взаимосвязь леса и почвы. Строение почвы. Состав
почвы. Подготовка почвы под лесные культуры. Основная обработка почв.
Поверхностная обработка. Удобрение лесных почв. Виды удобрений.
Практика: Определение типа лесных почв. Влияние удобрений на рост и
развитие лесных культур. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие
сосны обыкновенной». Встреча с работниками леса. Экологическая игра
«Кому какая еда».
Тема 5. Охрана и защита леса
Теория Объекты природы, подлежащие охране. Понятие природоохранного
комплекса. Национальный парк. Типы национальных парков. Памятники
природы. Виды памятников в Рязанской области. Заповедники и заказники.
Значение заповедников и заказников.
Практика Характеристика заповедников и заказников Рязанской области.
Экскурсия в лес.
Тема 6. Профилактика природоохранной работы
Практка: Разработка и распространение листовок. Лекции для учащихся.
Культурно массовые мероприятия (21 марта - Международный день леса. 1
апреля - День птиц. 15 апреля - День экологических знаний. 22 апреля - День
Земли. Акции: «Птички невелички», «Дерево дружбы», «Экологический
десант»).
Тема 7. Итоговое занятие.
Итоги за год.
Беседа по пройденному материалу, тестирование.
11
Учебно-методическое обеспечение:
Сборник методических материалов по организации деятельности
школьного лесничества [Текст]/ Под ред. Н.Д. Сидоровой: ФБУ
«Учебно - методический центр» п. Правдинский, 2012 -24стр
Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое
пособие/ Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред.
Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный
технический университет, 2008. – 264с.
Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных
учебных заведений и дополнительного образования, руководителей
образовательных учреждений, специалистов органов управления
образованием,
специалистов
лесного
хозяйства,
студентов
педагогических вузов и колледжей, школьников/Составитель Каткова
О.А.- Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.:
1. Никонов М.В. Лесоводство. – М.: Лань, 2010. – 365с.
2. Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое
пособие / Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред.
Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный
технический университет, 2008. – 264с.
3. Починков С.В. Экономические основы устойчивого лесопользования.
Эффективное освоение и воспроизводство лесных ресурсов. – М.:
ПрофиКС, 2007.- 267с.
4. Программа развития движения
Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145)
школьных
лесничеств
(Приказ
5. Соколова Э.С., Мозолевская Е.Г., Каплан Б.М. Методы исследования
грибов, развивающихся на древесных растениях: Учебно-методическое
пособие. - М.: ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ, 2013. - 80 с.
12
Список литературы:
1. Алексеев А.С. Практикум по экологии. М.: АОМДЕ, 1996.-192с.
2. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований. М.: 1996.-145с.
3. Бобров Р.В. Зеленый патруль. М.: Просвещение, 1984.- 167с.
4.Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное
образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.-288с.
5.Иоганезов Б.Г., Городецкий Н.А. Сельская школа и охрана природы. М.:
Просвещение, 1976.-139с.
6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 28.07.2012)\
7. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно - экологическое воспитание
школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5 за
знания, 2005.-208с.
8. Мозолевская Е.Г, Семенкова И.Г, Беднова О.В. Лесозащита. – М.:
Издательский дом «Лесная промышленность», 2006. – 354с.
9. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С., Воронцова Н.А. Практикум по
лесозащите. – М.: Академия, 2010.- 189с.
10.Интернет ресурсы.
13