Школьное лесничество

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологическое воспитание важное направление духовно-нравственного
развития
школьника. В сельской местности может осуществляться
посредством школьного лесничества и быть платформой для
предпрофильного образования.
Экологическое воспитание является эффективным в случае
взаимосвязи между воспитанием, обучением и развитием личности человека
на всех этапах жизни и является непрерывным. Непрерывность
экологического воспитания в МОУ «Большекоровинская СОШ» происходит
через школьное лесничество.
Занятия в объединении формируют экологическую культуру ребёнка.
По своей натуре дети добры и любознательны, но из-за своего юного
возраста им не хватает жизненного опыта и знаний. Поэтому в школьном
возрасте педагогу нужно научить детей бережному отношению к природе.
В условиях сельской местности, учитывая природные особенности,
педагогу проще организовать ребят на коллективные полезные
дела,связанные с охранной деятельностью природы(облагораживание
родников и водоёмов, охрана муравейников и растений).
Программа школьного лесничества МОУ «Большекоровинская СОШ»
создана воспитывать человека- заботливого хозяина родной земли. Она
предусматривает получение как теоретических, таки практических знаний,
что позволит ребятам лучше усвоить материал.
Актуальность программы
лесничество»:

учебного

объединения

«Школьное

В наше время школьное лесничество актуальное естественнонаучное
направление дополнительного образования. Площади лесных насаждений за
последние
годы
значительно
сокращаются
и
причина
этого
неконтролируемое использование человеком природы и стихийные бедствия.
Наша цель при помощи школьного лесничества сохранить и возобновить
лесные насаждения.
Для учащихся школьное лесничествопоможетна ранней стадии
определиться с выбором профессии для своего будущего,так как они уже со
школьной скамьи тесно связаны с лесоводством. Занятия в объединении
помогут самостоятельно оценить результат своей деятельности, ощутить
свою значимость в этом мире.
Программа создана для вовлечения учащихся в познавательнотворческую деятельность.

3

Новизна программы:
Школьное лесничество не является новым направлением. Выполняя
функции по охране природы лесохозяйственной деятельности, оно развивает
другие
направления
(творческие,
просветительские,
научные,
исследовательские). И позволяет комплексно решать экологические задачи с
помощью обучения естественнонаучным предметам.
Педагогическая целесообразность:
Разработанная программа воспитывает гражданскую ответственность в
экологической и природоохранной деятельности, чувство патриотизма к
Родине. Помогает детям бережно относиться к природе и прививает интерес
к профессиональной деятельности.
Для достижения наилучшего результата остаётся лишь помочь ребёнку
самостоятельно сформировать задачу, а полученные теоретические знания
применить при решении этой задачи. Этот метод поможет на занятиях увлечь
детей в активную деятельность. Ведь задача поставлена самостоятельно, а
значит, повышается мотивация для самостоятельного её решения.
Отличительные особенности:
Данная программа отличается от других программ. Дело в том, что в
сельской местности сокращается количество детей, наблюдается нехватка
педагогов, а данная программа с экскурсиями, исследованиями,
практическими занятиями поможет детям активно познавать окружающий
мир, с раннего возраста получать опыт здорового (психического и
физического) образа жизни.
Занятия в объединении включают в себя комплекс различных форм и
методов обучения. Учащиеся узнают не только о природе родного края, но
смогут принять участие в коллективно творческих делах, поучаствовать в
различных конкурсах. А те знания, которые ребята получат,
на
занятиях,станут помощниками при работе по охране леса. Учащиеся,
посещающие школьное лесничество, не обязательно свяжут свою жизнь с
работой лесного хозяйства, но они вырастут людьми, любящими родной край
и родную природу.
Основой экологического образования являются следующие принципы:





развивающего и воспитывающего характера;
научности;
систематичности и последовательности;
наглядности;
4

 доступности обучения;
 связи обучения с жизнью;
 сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов
обучения;
 экологического гуманизма;
 краеведческий принцип.
Цель программы:
Формирование бережного отношения детей к экологической культуре и
природе родного края.
Задачи программы:
Обучающие:
 продолжить расширять знания о лесном хозяйстве;
 знакомить детей с нарушениями лесных экосистем;
 объяснить взаимосвязь между растениями, животными и человеком;
 познакомить детей с лесоводством;
 продолжать знакомить детей с растительным миром родного края;
 углубить знания по зоологии;


научить ребят изготовлению домиков и кормушек для птиц и
животных.

Воспитательные:


воспитывать бережное отношение к окружающему миру;



воспитывать уважительное отношение к работникам леса.

Развивающие задачи:


развивать желание общения с природой;



развивать доброжелательное отношение к природе.



развивать навыки взаимодействия с природой;



развивать умения оказания помощи органам управления лесным
хозяйством.

Возраст детей:10-14 лет
5

 набор детей в объединение, по желанию ребенка и с согласия
родителей;
 группы одновозрастных детей или погодков для мальчиков и девочек.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Сроки реализации программы:
70 часов, из них 43 час – практические занятия.
Режим занятий:
70 часов в год (в неделю 2 часа);
Форма обучения: очная
Виды занятий: экскурсии, лекции, беседы, практические занятия.
Формы деятельности:
- индивидуальная,
- групповая,
- работа по подгруппам,
- коллективно-массовая.
К концу обучения участники объединения будут знать:
 правила ТБ в школьном объединении;


правила безопасности в природе;



условия жизни диких животных в природе;



роль разнообразных растений в жизни людей;



основные понятия о лесе, причины нарушения лесных экосистем;



сбор и хранение семян растений, основные правила посадки саженцев,
уход за саженцами;

6

Обучающиеся будут уметь:


наблюдать за явлениями в природе;



узнавать в окружающем мире изучаемые растения и животных;



заготавливать семена растений;



собирать и использовать лекарственные растения;



производить посев семян, ухаживать за рассадой;



сажать деревья и кустарники, ухаживать за саженцами;



изготавливать кормушки, скворечники.

Формы контроля в области школьного лесничества:


тестирование по различным разделам образовательной программы;



учебная дискуссия;



участие в проведении выставок, создании экспозиций для музеев и
уголков леса;



участие в региональных
лесничеств;



подготовка рефератов;



культурно-массовые мероприятия.

смотрах-конкурсах,

7

слетах

школьных

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первый год обучения (70 часа)
Разделы и темы занятий

Кол-во часов
всего теория практика

Введение в курс программы

1

1

Техника безопасности
1

Знакомство с лесным хозяйством

3

2

1.1

История русского лесоведения.

2

2

Профессии связанные
хозяйством

с

лесным

1.2

Встреча с
хозяйства

1.3

История лесничества

1

1

2

Основные сведения о лесе

24

14

2.1

Часть географического ландшафта - 2
лес.

2

2.2

Фонд леса РФ

2

1

1

2.3

Строение и элементы леса

3

2

1

2.4

Климатические особенности и лес

3

2

1

2.5

Лесные насаждения Захаровского 3
района

2

1

2.6

Хвойные
района

Захаровского 2

1

1

2.7

Определение
хвойных пород.

принадлежности 2

1

1

2.8

Лиственные породы Захаровского 2
района

1

1

2.9

Определение лиственных пород по 2
внешним признакам

1

1

2.10 Редкие и лекарственные растения 2
Захаровского района

1

1

2.11

работниками

1

породы

лесного 1

«Лесной переполох» Экологическая 1
8

1

10

1

игра.
3

Животный мир леса

3.1

3

8

Характеристика Животный мир и 3
его характеристика

1

2

3.2

Среда обитания животных

2

1

1

3.3

Охрана животных

2

1

1

3.4

Изготовление домиков, кормушек 4
для птиц и животных

4

Лесные почвы

18

4

14

4.1

Характеристика почв

3

1

2

4.2

Почвенный разрез

3

4.3

Обработка почвы

3

1

2

4.4

Удобрения лесных почв

2

1

1

4.5

Подготовка
культуры

лесные 4

1

3

4.6

«Кому какая еда». Экологическая 1
игра

1

4.7

Экскурсия в лес

2

2

5

Охрана леса

7

3

5.1

Природоохранный комплекс

1

1

5.2

Памятники природы

2

1

1

5.3

Заповедники и заказники Рязанской 2
области

1

1

5.4

Экскурсия в лес

2

2

6

Природоохранная работа

5

5

7

Подведение итогов

1

1

Итого

70

почвы

11

под

9

4

3

27

4

43

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Цель и задачи, план работы на год. Инструктаж ТБ.
Тема 1. Основные сведения о лесном хозяйстве
Теория: История лесоведения. Деятели русского лесоведения Профессии,
связанные с лесом.
Практика: Экскурсия в лесничество. Встреча с ветеранами лесного
хозяйства и тружениками леса. Оформление стенда «Лесничество».
Тема 2. Основные сведения о лесе
Теория: Лес как элемент географического ландшафта. Совокупность
растений, животных и микроорганизмов, биологическая взаимосвязь и
влияние друг на друга и внешнюю среду. Лесной фонд российской
Федерации. Понятия о лесе, типы леса, географическое размещение леса. Лес
и климат. Значение леса. Разнообразие лесов Захаровского района.
Характеристика хвойных пород Захаровского района. Характеристика
лиственных пород Захаровского района. Растения Захаровского района,
занесённые в Красную книгу.
Практика: Растительные элементы леса. Экскурсия в лес. Знакомство с
особенностями местного леса. Правила поведения в лесу. Изучение
структуры насаждения леса, влияние леса на климат и почву. Определение
принадлежности основных хвойных пород. Определение основных видов
лиственных пород. Игра «Лесной переполох».

Тема 3. Животный мир леса
Теория: Общая характеристика животного мира. Условия обитания
животных в лесу. Лесные животные. Птицы нашего леса. Голоса птиц.
Животные под охраной. Животные Захаровского района, занесённые в
Красную книгу

10

Практика: Животный мир леса
Захаровского района. Выпуск плаката
«Каждой зверушке по уютной избушке». Изготовление скворечников,
кормушек для птиц и животных.
Тема 4 Лесные почвы
Теория: Лесные почвы. Взаимосвязь леса и почвы. Строение почвы. Состав
почвы. Подготовка почвы под лесные культуры. Основная обработка почв.
Поверхностная обработка. Удобрение лесных почв. Виды удобрений.
Практика: Определение типа лесных почв. Влияние удобрений на рост и
развитие лесных культур. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие
сосны обыкновенной». Встреча с работниками леса. Экологическая игра
«Кому какая еда».
Тема 5. Охрана и защита леса
Теория Объекты природы, подлежащие охране. Понятие природоохранного
комплекса. Национальный парк. Типы национальных парков. Памятники
природы. Виды памятников в Рязанской области. Заповедники и заказники.
Значение заповедников и заказников.
Практика Характеристика заповедников и заказников Рязанской области.
Экскурсия в лес.

Тема 6. Профилактика природоохранной работы
Практка: Разработка и распространение листовок. Лекции для учащихся.
Культурно массовые мероприятия (21 марта - Международный день леса. 1
апреля - День птиц. 15 апреля - День экологических знаний. 22 апреля - День
Земли. Акции: «Птички невелички», «Дерево дружбы», «Экологический
десант»).
Тема 7. Итоговое занятие.
Итоги за год.
Беседа по пройденному материалу, тестирование.

11

Учебно-методическое обеспечение:
 Сборник методических материалов по организации деятельности
школьного лесничества [Текст]/ Под ред. Н.Д. Сидоровой: ФБУ
«Учебно - методический центр» п. Правдинский, 2012 -24стр
 Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое
пособие/ Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред.
Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный
технический университет, 2008. – 264с.
 Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных
учебных заведений и дополнительного образования, руководителей
образовательных учреждений, специалистов органов управления
образованием,
специалистов
лесного
хозяйства,
студентов
педагогических вузов и колледжей, школьников/Составитель Каткова
О.А.- Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.:
1. Никонов М.В. Лесоводство. – М.: Лань, 2010. – 365с.
2. Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое
пособие / Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред.
Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный
технический университет, 2008. – 264с.
3. Починков С.В. Экономические основы устойчивого лесопользования.
Эффективное освоение и воспроизводство лесных ресурсов. – М.:
ПрофиКС, 2007.- 267с.
4. Программа развития движения
Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145)

школьных

лесничеств

(Приказ

5. Соколова Э.С., Мозолевская Е.Г., Каплан Б.М. Методы исследования
грибов, развивающихся на древесных растениях: Учебно-методическое
пособие. - М.: ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ, 2013. - 80 с.

12

Список литературы:
1. Алексеев А.С. Практикум по экологии. М.: АОМДЕ, 1996.-192с.
2. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований. М.: 1996.-145с.
3. Бобров Р.В. Зеленый патруль. М.: Просвещение, 1984.- 167с.
4.Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное
образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.-288с.
5.Иоганезов Б.Г., Городецкий Н.А. Сельская школа и охрана природы. М.:
Просвещение, 1976.-139с.
6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 28.07.2012)\
7. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно - экологическое воспитание
школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5 за
знания, 2005.-208с.
8. Мозолевская Е.Г, Семенкова И.Г, Беднова О.В. Лесозащита. – М.:
Издательский дом «Лесная промышленность», 2006. – 354с.
9. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С., Воронцова Н.А. Практикум по
лесозащите. – М.: Академия, 2010.- 189с.
10.Интернет ресурсы.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».