2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Экологическое воспитание важное направление духовно-нравственного развития школьника. В сельской местности может осуществляться посредством школьного лесничества и быть платформой для предпрофильного образования. Экологическое воспитание является эффективным в случае взаимосвязи между воспитанием, обучением и развитием личности человека на всех этапах жизни и является непрерывным. Непрерывность экологического воспитания в МОУ «Большекоровинская СОШ» происходит через школьное лесничество. Занятия в объединении формируют экологическую культуру ребёнка. По своей натуре дети добры и любознательны, но из-за своего юного возраста им не хватает жизненного опыта и знаний. Поэтому в школьном возрасте педагогу нужно научить детей бережному отношению к природе. В условиях сельской местности, учитывая природные особенности, педагогу проще организовать ребят на коллективные полезные дела,связанные с охранной деятельностью природы(облагораживание родников и водоёмов, охрана муравейников и растений). Программа школьного лесничества МОУ «Большекоровинская СОШ» создана воспитывать человека- заботливого хозяина родной земли. Она предусматривает получение как теоретических, таки практических знаний, что позволит ребятам лучше усвоить материал. Актуальность программы лесничество»: учебного объединения «Школьное В наше время школьное лесничество актуальное естественнонаучное направление дополнительного образования. Площади лесных насаждений за последние годы значительно сокращаются и причина этого неконтролируемое использование человеком природы и стихийные бедствия. Наша цель при помощи школьного лесничества сохранить и возобновить лесные насаждения. Для учащихся школьное лесничествопоможетна ранней стадии определиться с выбором профессии для своего будущего,так как они уже со школьной скамьи тесно связаны с лесоводством. Занятия в объединении помогут самостоятельно оценить результат своей деятельности, ощутить свою значимость в этом мире. Программа создана для вовлечения учащихся в познавательнотворческую деятельность. 3 Новизна программы: Школьное лесничество не является новым направлением. Выполняя функции по охране природы лесохозяйственной деятельности, оно развивает другие направления (творческие, просветительские, научные, исследовательские). И позволяет комплексно решать экологические задачи с помощью обучения естественнонаучным предметам. Педагогическая целесообразность: Разработанная программа воспитывает гражданскую ответственность в экологической и природоохранной деятельности, чувство патриотизма к Родине. Помогает детям бережно относиться к природе и прививает интерес к профессиональной деятельности. Для достижения наилучшего результата остаётся лишь помочь ребёнку самостоятельно сформировать задачу, а полученные теоретические знания применить при решении этой задачи. Этот метод поможет на занятиях увлечь детей в активную деятельность. Ведь задача поставлена самостоятельно, а значит, повышается мотивация для самостоятельного её решения. Отличительные особенности: Данная программа отличается от других программ. Дело в том, что в сельской местности сокращается количество детей, наблюдается нехватка педагогов, а данная программа с экскурсиями, исследованиями, практическими занятиями поможет детям активно познавать окружающий мир, с раннего возраста получать опыт здорового (психического и физического) образа жизни. Занятия в объединении включают в себя комплекс различных форм и методов обучения. Учащиеся узнают не только о природе родного края, но смогут принять участие в коллективно творческих делах, поучаствовать в различных конкурсах. А те знания, которые ребята получат, на занятиях,станут помощниками при работе по охране леса. Учащиеся, посещающие школьное лесничество, не обязательно свяжут свою жизнь с работой лесного хозяйства, но они вырастут людьми, любящими родной край и родную природу. Основой экологического образования являются следующие принципы: развивающего и воспитывающего характера; научности; систематичности и последовательности; наглядности; 4 доступности обучения; связи обучения с жизнью; сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов обучения; экологического гуманизма; краеведческий принцип. Цель программы: Формирование бережного отношения детей к экологической культуре и природе родного края. Задачи программы: Обучающие: продолжить расширять знания о лесном хозяйстве; знакомить детей с нарушениями лесных экосистем; объяснить взаимосвязь между растениями, животными и человеком; познакомить детей с лесоводством; продолжать знакомить детей с растительным миром родного края; углубить знания по зоологии; научить ребят изготовлению домиков и кормушек для птиц и животных. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру; воспитывать уважительное отношение к работникам леса. Развивающие задачи: развивать желание общения с природой; развивать доброжелательное отношение к природе. развивать навыки взаимодействия с природой; развивать умения оказания помощи органам управления лесным хозяйством. Возраст детей:10-14 лет 5 набор детей в объединение, по желанию ребенка и с согласия родителей; группы одновозрастных детей или погодков для мальчиков и девочек. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Сроки реализации программы: 70 часов, из них 43 час – практические занятия. Режим занятий: 70 часов в год (в неделю 2 часа); Форма обучения: очная Виды занятий: экскурсии, лекции, беседы, практические занятия. Формы деятельности: - индивидуальная, - групповая, - работа по подгруппам, - коллективно-массовая. К концу обучения участники объединения будут знать: правила ТБ в школьном объединении; правила безопасности в природе; условия жизни диких животных в природе; роль разнообразных растений в жизни людей; основные понятия о лесе, причины нарушения лесных экосистем; сбор и хранение семян растений, основные правила посадки саженцев, уход за саженцами; 6 Обучающиеся будут уметь: наблюдать за явлениями в природе; узнавать в окружающем мире изучаемые растения и животных; заготавливать семена растений; собирать и использовать лекарственные растения; производить посев семян, ухаживать за рассадой; сажать деревья и кустарники, ухаживать за саженцами; изготавливать кормушки, скворечники. Формы контроля в области школьного лесничества: тестирование по различным разделам образовательной программы; учебная дискуссия; участие в проведении выставок, создании экспозиций для музеев и уголков леса; участие в региональных лесничеств; подготовка рефератов; культурно-массовые мероприятия. смотрах-конкурсах, 7 слетах школьных ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первый год обучения (70 часа) Разделы и темы занятий Кол-во часов всего теория практика Введение в курс программы 1 1 Техника безопасности 1 Знакомство с лесным хозяйством 3 2 1.1 История русского лесоведения. 2 2 Профессии связанные хозяйством с лесным 1.2 Встреча с хозяйства 1.3 История лесничества 1 1 2 Основные сведения о лесе 24 14 2.1 Часть географического ландшафта - 2 лес. 2 2.2 Фонд леса РФ 2 1 1 2.3 Строение и элементы леса 3 2 1 2.4 Климатические особенности и лес 3 2 1 2.5 Лесные насаждения Захаровского 3 района 2 1 2.6 Хвойные района Захаровского 2 1 1 2.7 Определение хвойных пород. принадлежности 2 1 1 2.8 Лиственные породы Захаровского 2 района 1 1 2.9 Определение лиственных пород по 2 внешним признакам 1 1 2.10 Редкие и лекарственные растения 2 Захаровского района 1 1 2.11 работниками 1 породы лесного 1 «Лесной переполох» Экологическая 1 8 1 10 1 игра. 3 Животный мир леса 3.1 3 8 Характеристика Животный мир и 3 его характеристика 1 2 3.2 Среда обитания животных 2 1 1 3.3 Охрана животных 2 1 1 3.4 Изготовление домиков, кормушек 4 для птиц и животных 4 Лесные почвы 18 4 14 4.1 Характеристика почв 3 1 2 4.2 Почвенный разрез 3 4.3 Обработка почвы 3 1 2 4.4 Удобрения лесных почв 2 1 1 4.5 Подготовка культуры лесные 4 1 3 4.6 «Кому какая еда». Экологическая 1 игра 1 4.7 Экскурсия в лес 2 2 5 Охрана леса 7 3 5.1 Природоохранный комплекс 1 1 5.2 Памятники природы 2 1 1 5.3 Заповедники и заказники Рязанской 2 области 1 1 5.4 Экскурсия в лес 2 2 6 Природоохранная работа 5 5 7 Подведение итогов 1 1 Итого 70 почвы 11 под 9 4 3 27 4 43 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Вводное занятие Цель и задачи, план работы на год. Инструктаж ТБ. Тема 1. Основные сведения о лесном хозяйстве Теория: История лесоведения. Деятели русского лесоведения Профессии, связанные с лесом. Практика: Экскурсия в лесничество. Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса. Оформление стенда «Лесничество». Тема 2. Основные сведения о лесе Теория: Лес как элемент географического ландшафта. Совокупность растений, животных и микроорганизмов, биологическая взаимосвязь и влияние друг на друга и внешнюю среду. Лесной фонд российской Федерации. Понятия о лесе, типы леса, географическое размещение леса. Лес и климат. Значение леса. Разнообразие лесов Захаровского района. Характеристика хвойных пород Захаровского района. Характеристика лиственных пород Захаровского района. Растения Захаровского района, занесённые в Красную книгу. Практика: Растительные элементы леса. Экскурсия в лес. Знакомство с особенностями местного леса. Правила поведения в лесу. Изучение структуры насаждения леса, влияние леса на климат и почву. Определение принадлежности основных хвойных пород. Определение основных видов лиственных пород. Игра «Лесной переполох». Тема 3. Животный мир леса Теория: Общая характеристика животного мира. Условия обитания животных в лесу. Лесные животные. Птицы нашего леса. Голоса птиц. Животные под охраной. Животные Захаровского района, занесённые в Красную книгу 10 Практика: Животный мир леса Захаровского района. Выпуск плаката «Каждой зверушке по уютной избушке». Изготовление скворечников, кормушек для птиц и животных. Тема 4 Лесные почвы Теория: Лесные почвы. Взаимосвязь леса и почвы. Строение почвы. Состав почвы. Подготовка почвы под лесные культуры. Основная обработка почв. Поверхностная обработка. Удобрение лесных почв. Виды удобрений. Практика: Определение типа лесных почв. Влияние удобрений на рост и развитие лесных культур. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие сосны обыкновенной». Встреча с работниками леса. Экологическая игра «Кому какая еда». Тема 5. Охрана и защита леса Теория Объекты природы, подлежащие охране. Понятие природоохранного комплекса. Национальный парк. Типы национальных парков. Памятники природы. Виды памятников в Рязанской области. Заповедники и заказники. Значение заповедников и заказников. Практика Характеристика заповедников и заказников Рязанской области. Экскурсия в лес. Тема 6. Профилактика природоохранной работы Практка: Разработка и распространение листовок. Лекции для учащихся. Культурно массовые мероприятия (21 марта - Международный день леса. 1 апреля - День птиц. 15 апреля - День экологических знаний. 22 апреля - День Земли. Акции: «Птички невелички», «Дерево дружбы», «Экологический десант»). Тема 7. Итоговое занятие. Итоги за год. Беседа по пройденному материалу, тестирование. 11 Учебно-методическое обеспечение: Сборник методических материалов по организации деятельности школьного лесничества [Текст]/ Под ред. Н.Д. Сидоровой: ФБУ «Учебно - методический центр» п. Правдинский, 2012 -24стр Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое пособие/ Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред. Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 264с. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных учебных заведений и дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, специалистов лесного хозяйства, студентов педагогических вузов и колледжей, школьников/Составитель Каткова О.А.- Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.: 1. Никонов М.В. Лесоводство. – М.: Лань, 2010. – 365с. 2. Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое пособие / Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред. Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 264с. 3. Починков С.В. Экономические основы устойчивого лесопользования. Эффективное освоение и воспроизводство лесных ресурсов. – М.: ПрофиКС, 2007.- 267с. 4. Программа развития движения Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145) школьных лесничеств (Приказ 5. Соколова Э.С., Мозолевская Е.Г., Каплан Б.М. Методы исследования грибов, развивающихся на древесных растениях: Учебно-методическое пособие. - М.: ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ, 2013. - 80 с. 12 Список литературы: 1. Алексеев А.С. Практикум по экологии. М.: АОМДЕ, 1996.-192с. 2. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований. М.: 1996.-145с. 3. Бобров Р.В. Зеленый патруль. М.: Просвещение, 1984.- 167с. 4.Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.-288с. 5.Иоганезов Б.Г., Городецкий Н.А. Сельская школа и охрана природы. М.: Просвещение, 1976.-139с. 6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012)\ 7. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно - экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5 за знания, 2005.-208с. 8. Мозолевская Е.Г, Семенкова И.Г, Беднова О.В. Лесозащита. – М.: Издательский дом «Лесная промышленность», 2006. – 354с. 9. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С., Воронцова Н.А. Практикум по лесозащите. – М.: Академия, 2010.- 189с. 10.Интернет ресурсы. 13