1 2 Содержание 1. Пояснительная записка .............................................................................................. 2 2. Особенности организуемого в МУ ДО ДДТ воспитательного процесса 3. Цель и задачи воспитания ......................................................................................... 7 4. Виды, формы и содержание деятельности ............................................................ 13 5. Основные направления самоанализа воспитательной работы ............................ 24 6 3 1. Пояснительная записка Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.. Сократ Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Сегодня это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Роль современного учреждения дополнительного образования остается неизменной и крайне важной. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества муниципального образования – Захаровский муниципальный район Рязанской области (далее МБУ ДО ДДТ) помогает в разрешении многих проблем: недостаточно высокого уровня культуры человеческого общения, объективно узкого спектра воспитательных услуг учреждений общего образования, разных подходов в семейном воспитании. Решение этих проблем начинается с осознания, пожалуй, главной современной цели воспитания: «Воспитание человека культуры: гуманной, духовной, творческой, свободной личности, способной к самоопределению». Вместе с тем определяются конкретные, реально достижимые цели, которые формулируются так: «Воспитание интеллектуально развитой, творческой личности, способной к самоопределению и саморазвитию». Таким образом, в воспитательном процессе взаимодействуют два начала: момент самореализации личности и момент ее социализации, т. е. такие отношения, которые способствовали бы максимальному раскрытию творческого потенциала. Данная программа представляет модель воспитательной работы педагогов дополнительного образования МУ ДО ДДТ, обозначает цель воспитательной деятельности, конкретизирует ее в задачах по определенным направлениям, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, социальной ситуации и запросов родителей и общественности. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживание ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре данной программы воспитания находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из 4 результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися следующих личностных результатов: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Основания для разработки воспитательной программы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Программа воспитания разработана в соответствии с реализацией предлагаемого комплекса мероприятий по развитию дополнительного образования детей в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей Рязанской области». Актуальность программы. Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей состоит в том, что это особая образовательная сфера, которая имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с обучающимися. 5 Педагогическая целесообразность. Разработка и реализация плана мероприятий воспитательной программы решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми, т.к. воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие - индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач: - помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место; - выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося; - формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию; - способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»; - развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.); - формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы; - создает условия для развития творческих способностей обучающегося. Основные критерии формирования и развития детского коллектива: а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым; б) создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом; в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях; г) активная поддержка и развитие в творческом объединении наставничества. 6 Создание воспитательной системы в МУ ДО ДДТ способствует гуманизации отношений в коллективе, формирует условия, позволяющие объединить детей и взрослых. Цель программы - создание образовательной среды, способствующей духовно-нравственному становлению активной гражданской позиции воспитанников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны, формированию дружного детского коллектива через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Задачи программы: - создание психологически комфортной обстановки в объединениях; формирование у обучающихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей; предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности; воспитание взаимопонимания; - толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей; - повышение социальной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива; - воспитание общей культуры детей через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны; - формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей. 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В МУ ДО ДДТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Процесс воспитания в МУ ДО ДДТ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся: 7 - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в МУ ДО ДДТ; - ориентир на создание в МУ ДО ДДТ психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в МУ ДО ДДТ детско- взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогов дополнительного образования яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в МУ ДО ДДТ являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы учреждения являются ключевые общеучрежденческие дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов дополнительного образования; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в МУ ДО ДДТ создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общеучрежденческих дел отсутствует соревновательность между объединениями, группами, поощряется конструктивное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; 8 - педагоги МУ ДО ДДТ ориентированы на формирование коллективов в рамках детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в МУ ДО ДДТ является педагог дополнительного образования, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МУ ДО ДДТ - личностное развитие обучающихся, проявляющееся: - в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); - в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов дополнительного образования на обеспечение позитивной динамики развития личности обучающегося. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. 9 Согласно Уставу в МУ ДО ДДТ обучаются дети с 5 до 18 лет. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных возрастных уровнях. 1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в МУ ДО ДДТ педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в учебных кабинетах МУ ДО ДДТ или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); 10 - проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем- то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание обучающимся младшего школьного возраста данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; 11 - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся среднего школьного возраста связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст - наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся. 12 3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор обучающимся старшего школьного возраста поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в МУ ДО ДДТ. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, опыт добровольчества; 13 - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Помощь педагогических работников позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач. - реализовывать воспитательные возможности общеучрежденческих ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа; - использовать в воспитании обучающихся возможности занятия объединения, поддерживать использование на занятиях интерактивных форм; - инициировать и поддерживать детское самоуправление - как на уровне МУ ДО ДДТ, так и на уровне объединений; - поддерживать деятельность функционирующих на базе МУ ДО ДДТ детских общественных объединений и организаций; - организовывать для обучающихся экскурсии, походы, реализовывать их воспитательный потенциал; - организовывать профориентационную работу с обучающимися; - развивать предметно-эстетическую среду МУ ДО ДДТ и реализовывать ее воспитательные возможности; 14 - организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МУ ДО ДДТ интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся. 4. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МУ ДО ДДТ. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Модуль «Ключевые общеучрежденческие дела» 4.1. Ключевые дела - это главные традиционные общеучрежденческие дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в МУ ДО ДДТ. Введение ключевых дел в жизнь учреждения помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами дополнительного образования для обучающихся. Для этого в МУ ДО ДДТ используются следующие формы работы. Вне образовательного учреждения: - социальные обучающимися и проекты - ежегодные педагогическими совместно работниками разрабатываемые комплексы дел и реализуемые благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности, ориентированные на преобразование окружающего МУ ДО ДДТ социума; 15 - проводимые для обучающихся образовательных учреждений путятинского муниципального района праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих; - участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям. На уровне образовательного учреждения: - общеучрежденческие праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвует большинство обучающихся МУ ДО ДДТ; - церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников за активное участие в жизни МУ ДО ДДТ, защиту чести МУ ДО ДДТ в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие МУ ДО ДДТ. Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне объединений: - выбор и делегирование представителей объединений в Совет МУ ДО ДДТ; - участие объединений в реализации общеучрежденческих ключевых дел; - проведение в рамках объединения итогового анализа обучающимися общеучрежденческих ключевых дел. На уровне обучающихся: - вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела МУ ДО ДДТ в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.; 16 - индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; - наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; - при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Модуль «Руководство объединением» 4.2. Осуществляя работу с объединением, педагог дополнительного образования организует работу с коллективом объединения; индивидуальную работу с обучающимися объединения; работу с педагогами других объединений, в которых занимаются данные обучающиеся; работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Работа с коллективом объединения: - инициирование и поддержка участия коллектива объединения в общеучрежденческих ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; - организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися объединения (познавательной, трудовой, оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися объединения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; 17 - проведение воспитательных бесед как времени плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; - сплочение коллектива объединения через: игры на сплочение; однодневные походы и экскурсии, организуемые педагогом и родителями; празднования дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные «огоньки», дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни объединения; - выработка совместно с обучающимися законов объединения, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в МУ ДО ДДТ. Индивидуальная работа с обучающимися: за изучение особенностей личностного развития обучающихся объединения через наблюдение поведением воспитанников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед педагога дополнительного образования с родителями обучающихся, учителями-предметниками; - поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с другими воспитанниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего или среднего профессионального образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется педагогом в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить; - индивидуальная работа с обучающимися объединения, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, 18 спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с руководителем объединения в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи; - коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися объединения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в объединении. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: - регулярное информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, о жизни объединения в целом; - помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией МУ ДО ДДТ и другими педагогами дополнительного образования; - организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее важных проблем обучения и воспитания обучающихся; - привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел объединения; организация на базе объединения семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и работников учреждения дополнительного образования. Модуль «Занятие объединения» 4.3. Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала занятия предполагает следующее: - установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и 19 сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование общеобразовательной воспитательных возможностей общеразвивающей программы содержания объединения через дополнительной демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группах объединений; - применение на обучающимися: занятиях интерактивных форм работы с интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия; - организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их менее успевающими воспитанниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного 20 отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Модуль «Экскурсии, походы» 4.4. Экскурсии и походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: - регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в объединениях их руководителями и родителями обучающихся: в музей, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий; - многодневные направленности, походы, реализующими организуемые объединениями дополнительные туристско-краеведческой общеразвивающие программы и осуществляемые с обязательным привлечением обучающихся к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди обучающихся основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и всего похода - по возвращению домой); - турслет с участием команд, сформированных из педагогических работников, обучающихся и их родителей, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, 21 соревнование по спортивному ориентированию, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных бивуаков. Модуль «Профориентация» 4.5. Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося - подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог дополнительного образования актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: - профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности; - экскурсии на предприятия и в учреждения города и района, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; - посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования; - совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн- тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; 22 - участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков; - освоение обучающимися основ профессии в рамках различных объединений дополнительного образования. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» 4.6. Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда МУ ДО ДДТ, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся учреждения. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой МУ ДО ДДТ как: - оформление интерьера помещений МУ ДО ДДТ (учебных кабинетов и классов, холла, коридоров, актового зала, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные занятия; - размещение в малом выставочном зале МУ ДО ДДТ регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в МУ ДО ДДТ (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); - озеленение территории, прилегающей к МУ ДО ДДТ, разбивка клумб; - благоустройство учебных кабинетов и классов, осуществляемое руководителями вместе с обучающимися своих объединений, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения педагога со своими обучающимися; 23 - событийный дизайн - оформление пространства проведения конкретных внутриучрежденческих событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.); - совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики МУ ДО ДДТ (эмблема, логотип и т.п.), используемой как в повседневной работе, так и в торжественные моменты жизни образовательного учреждения - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых дел и иных происходящих в жизни МУ ДО ДДТ знаковых событий; - акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно - эстетической среды (стенды, плакаты, сайт) на важных для воспитания ценностях МУ ДО ДДТ, его традициях, правилах. Модуль «Работа с родителями» 4.7. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и МУ ДО ДДТ в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: - Совет МУ ДО ДДТ, в состав которого входят два представителя родительской общественности, участвующие в управлении МУ ДО ДДТ и решении вопросов воспитания и социализации обучающихся; - родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия объединений для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в МУ ДО ДДТ; - общеучрежденческие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее важных проблем обучения и воспитания обучающихся. На индивидуальном уровне: - работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; 24 - участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося; - помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности; - индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в МУ ДО ДДТ воспитательной работы осуществляется по выбранным самим учреждением направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно педагогами дополнительного образования МУ ДО ДДТ с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации учреждения) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МУ ДО ДДТ, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого 25 планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся - это результат как социального воспитания (в котором МУ ДО ДДТ участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Основными направлениями анализа, организуемого в МУ ДО ДДТ воспитательного процесса могут быть следующие: Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. 1. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого объединения. Осуществляется анализ руководителями объединений совместно с заместителем директора с последующим обсуждением его результатов на Педагогическом совете МУ ДО ДДТ. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредоточивается на следующих вопросах: - какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; - какие проблемы решить не удалось и почему; - какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в МУ ДО ДДТ совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в МУ ДО ДДТ интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. 26 Осуществляется анализ заместителем директора, руководителями объединений, обучающимися старшего школьного возраста и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью МУ ДО ДДТ. Способами получения информации о состоянии организуемой в МУ ДО ДДТ совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании Педагогического совета МУ ДО ДДТ. Внимание при этом сосредоточивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых общеучрежденческих ключевых дел; - качеством совместной деятельности руководителей объединений и их воспитанников; - качеством реализации личностно развивающего потенциала занятий объединений; - качеством функционирующего на базе МУ ДО ДДТ детского движения; - качеством проводимых экскурсий, походов; - качеством профориентационной работы МУ ДО ДДТ; - качеством организации предметно-эстетической среды МУ ДО ДДТ; - качеством взаимодействия МУ ДО ДДТ и семей обучающихся. Итогом самоанализа организуемой в МУ ДО ДДТ воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.